Технические и программные решения по съемке макро

Андрей Фролов

Каждый фотолюбитель рано или поздно пытался сделать макроснимок. Да так, чтобы что-то очень маленькое получилось с большим увеличением, чтобы каждая малюсенькая часть этого маленького была в отличном качестве…  Но все в конце концов упиралось в возможности камеры и объектива. Не получались настоящие макроснимки как в журналах… У многих опускались руки. Не получилось, и ладно – бросали это дело и наслаждались обычными фотоснимками. Но более упорные  продолжали свои поиски по книгам, журналам, в интернете.

Форумы… камеры… объективы…. микролифты… цены… И в итоге вышло, что занятие макросъемкой (при масштабе больше чем 1:1) это занятие не из дешевых и не для всех.  Но ели желание столь велико, можно попытаться найти оптимальные решения данной проблемы. Отсюда поиск новых конструкторских идей, попытка на практике воплотить инженерную мысль.
Как сделать макроснимок имея только штатный объектив? Оказывается можно. Достаточно перевернуть объектив на 180 градусов. При этом возникают  три проблемы:  как зафиксировать объектив на камере,  как при этом оставить объектив работоспособным и как снимать без «шевеленки». Ведь современный объектив это не только ценная оптика, но еще сложное электронное устройство. Чтобы убрать «шевеленку» недостаточно крепкого штатива, еще нужен дистанционный пульт.
Решать проблемы будем по порядку.
В опытах будут участвовать камера Canon EOS 400D и объектив Kit 18-55.

1. Делаем переходник для объектива-перевертыша на камеры семейства Canon EOS.

В качестве заготовок для переходника будем использовать Заглушку от тела камеры (наверняка она так и пылится в коробке из-под фотоаппарата) и любой защитный Фильтр, подходящий по диаметру к объективу (в данном случае диаметр  58 мм).  Оставлять ли стекло в фильтре или нет – на ваше усмотрение. Я оставил.

Заглушка

Заглушка

Фильтр защитный

Фильтр защитный

 

От Заглушки нам понадобится узел крепления к камере и боковые стенки, поэтому  вырезаем сердцевину заглушки. Я пользовался дрелью, фрезой и напильником. Оставляем только боковую стенку с узлом крепления крышки к камере.  Аккуратно зачищаем мелкой шкуркой.
Светофильтр переворачиваем резьбой вверх и накладываем на крышку,  как показано на фото.

Светофильтр переворачиваем резьбой вверх

Отцентрировать  крышку  и фильтр не составит труда, так как их внутренние диаметры практически одинаковые. Прижимаем и заливаем шов моментальным клеем по всему диаметру.  Готово.
Вот так выглядит  фотоаппарат  с объективом-перевертышем:

Так выглядит фотоаппарат с объективом-перевертышем

В итоге мы получили  фотоаппарат с  макрообъективом, но при этом c очень маленькой глубиной резкости.
С данной проблемой  великолепно справляется  программа Helicon Focus.  Следующие две фотографии наглядно это иллюстрируют. Одна без обработки – часть снимка нерезкая, другая после обработки серии снимков в Helicon Focus. Разница очевидна. Глубина резкости  второго получившегося изображения поражает. Напоминаю, что этот снимок был сделан не специализированным объективом, а перевертышем. Следует отметить, что для достижения наилучшего конечного результата рекомендую использовать съемку перевертышем в паре с программой Helicon Focus. При этом вы получите снимки, по качеству не уступающие кадрам, снятым при помощи дорогостоящего профессионального оборудования. Полученные результаты превзойдут ваши самые смелые ожидания.

Снимок, сделанный объективом - перевертышем

Снимок после обработки программой Helicon Focus

 

2. Делаем дистанционный пульт  для камер Canon EOS 300, 350, 400D.

В качестве заготовок используем  стерео штекер диаметром 2,5мм, две кнопки без фиксации и в качестве корпуса будем использовать соединитель для кабелей, именуемый электриками «орех».

Стерео штекер

Соединитель для кабелей, именуемый электриками «орех»

 

Чем меньше по габариту будут кнопки – тем миниатюрнее можно сделать пульт. В природе существуют двухпозиционные кнопки, но я их не нашел.
Схема подключения следующая:

Схема подключения дистанционного пульта для камер Canon EOS 300, 350, 400D

При нажатии первой кнопки замыкается контакт Автофокуса,  если удерживая эту кнопку нажать вторую произойдет спуск Затвора камеры.
Расположение контактов на штекере следующее:

Расположение контактов на штекере

Так выглядят кнопки, с припаянными проводами:

Кнопки, с припаянными проводами

Устанавливаем кнопки в корпус «ореха»:

Устанавливаем кнопки

Распаиваем штекер:

Распаиваем штекер

Провод лучше привернуть изоляционной лентой к штекеру таким образом – так удобней в эксплуатации:

Провод лучше привернуть изоляционной лентой к штекеру

А так выглядит полностью готовый дистанционный пульт:

Так выглядит полностью готовый дистанционный пульт

Суммарные затраты на изготовление пульта составили в районе 50 рублей, и час работы паяльником.

 

3. А теперь, для продвинутых «самоделкиных» следующий шаг. 

ВАЖНО!  Не забывайте, камера и объектив вещи дорогие и, главное, они ваши, и с ними надо обращаться аккуратно. Не допускайте попадания внутрь камеры и объектива соринок, стружки и других предметов. Если вы не уверены в своих силах – лучше  не рискуйте и остановитесь на первом варианте.

Для того чтобы увеличить глубину резкости у перевернутого объектива нужно вернуть ему работоспособность, то есть восстановить электрическую связь между фотоаппаратом и объективом.
Для этого нужно доработать уже сделанный нами переходник и сделать еще один на противоположный конец объектива.
В конечном итоге выглядеть это будет так:

Доработанный переходник

Начнем с доработки. Цель доработки забрать электрические сигналы с контактов камеры. Другими словами нужно сымитировать контакты, находящиеся на объективе:

Имитация контактов, находящихся на объективе

Имитация контактов, находящихся на объективе

 

Для изготовления корпуса, на который в конечном итоге будут наклеены электроконтакты, можно использовать любую пластмассу нужной ширины и толщины или использовать двухкомпонентный клей (Паксипол или подобный). Все необходимые размеры снимаем с объектива. Первым делом делаем корпус. Затем наклеиваем контакты и устанавливаем всю группу на переходник.

Всегда помните золотое правило:  Семь раз примерь, один раз приклей.

Переходим к изготовлению ответной части на объектив.
В качестве основы будем использовать крышку для обратной стороны объектива. С ней поступаем так же, как и с предыдущей –  вырезаем сердцевину:

Крышка для обратной стороны объектива с вырезанной сердцевиной

Крышка для обратной стороны объектива с вырезанной сердцевиной

 

Самое сложное во всей работе изготовить контактную группу, имитирующую контакты на камере. Ведь контакты подпружинены.
Корпус контактной группы изготавливаем из того же материала как  и в предыдущем случае.
В качестве контактов будем использовать запчасти от шнура соединения компьютера с принтером. Они на снимке внизу:

Шнур для соединения компьютера с принтером

Запчасть от шнура соединения компьютера с принтером

 

В готовой группе размечаем отверстия под контакты. Размеры и взаимоположение контактов снимаем с объектива и камеры. Сверлить отверстия лучше используя станок, чтобы отверстия были параллельными. Это предотвратит их сращивание при последующей обработке.
В конечном итоге каждый из контактов должен быть установлен в соответствии со следующей схемой:

Схема установки контактов

В качестве пружины будем использовать губчатую резиновую пластину, наклеенную на корпус. Она будет отжимать контакты вниз.
Для соединения переходников используем провода из уже разобранного шнура. Длина проводов не должна быть слишком большой. Припаиваем провода очень аккуратно, чтобы не отклеились контакты.
На всех этапах используем моментальный клей.
Еще раз напомню. Все работы по разметке положения и установке корпусов с контактами производите очень аккуратно!!! Помните, вы дорабатываете свою камеру!

статья скопирована с этого сайта: http://www.photo-soft.ru/focus_tehnresh.html

Макрофотография Андрея Павлова

Пишет Василь Хлебозаков: «Признаюсь честно, когда я впервые увидел макрофотографии из серий “Муравьиные истории”, “Муравьиный театр” со сценками, где насекомые позировали и явственно выполняли “разумные” действия, у меня были разные идеи о том, как же все-таки автору удалось реализовать подобные трюки. Мысли были от самых кощунственных — и я даже не стану сейчас уточнять каких — до банальной трехмерной визуализации. Действительность оказалась куда более невероятной: это все настоящая, пусть и постановочная, фотосъемка с живыми моделями!

Я связался с автором фотографий, и мы договорились об интервью. Когда беседа состоялась, в ответ на сухую заготовку вопросов фотообывателя я получил удивительную и искреннюю историю человека с интересной и непростой судьбой. Герой публикации попросил называть его просто Андрей (в интернете — Antrey). Родился в Москве, в Ленинграде закончил Арктический факультет “Макаровки”, дальше экспедиции в Арктику и Антарктику с редкими возвращениями к жене и дочери в родной Питер. Именно в экспедициях он впервые занялся фотографией, просто потому что хотел запечатлеть величественную природу.

Однажды Андрей получил сильную травму и впоследствии серьезно заболел, оказавшись парализованным, но, проявив гигантскую силу воли, через несколько лет заново встал на ноги и сумел найти смысл жизни благодаря макрофотографии. Сейчас Андрей совершенно счастлив — его работы из серии “Муравьиные истории” известны на весь мир!»

andey-pavlov

А дальше любые мои слова будут банальностью, а вас ждет захватывающая, до краев заполненная жизнелюбием и оптимизмом история взаимоотношений человека и природы с самыми настоящими сказками на фотографиях.


Бэкстейдж.

Можешь ли ты про себя сказать, что «родился с фотоаппаратом»? И вообще, как пришел в фотографию?
— Эпизодически снимал всегда, не расстаюсь с фотиком последние семь лет.

Есть ли хобби, не связанные с фотографией?
— Меломан, люблю хорошую музыку в любом жанре.


Беги, малыш.

Что вдохновляет на создание работ?
— Наверное, в детстве сказок недочитал, теперь пытаюсь их снимать.

Кроме макро, есть ли еще любимые жанры?
— Мои работы редко являются макро (в классическом масштабе 1:1), я снимаю истории про невысокий народец, а там есть место и портрету, и пейзажу.


Великая стена и ее герои.

Глядя на твои фото, не перестаю удивляться твоему терпению и усидчивости. А ты действительно обладаешь такими качествами?
— Знак Тельца обязывает :)

Какие еще навыки помогают тебе в работе?
— Много чего художнического переделал руками — от чеканки и живописи до декораций в студенческом театре — хороший опыт для создания макетов сцены.


Вымогатели.

Интерес к макрофотографии и муравьям в частности как-то связан с твоей профессией или просто стало интересно?
— Цифровую фотографию постигал в состоянии овоща — семь лет назад отказал позвоночник, так что в пределах досягаемости был квадратный метр травы дачного участка со всеми его обитателями. А далее, как и многие, попал под очарование этих удивительных землян. Сообщество, которое заботится о слабых — детях, пенсионерах и инвалидах, не может не вызывать уважения. Эта биологическая цивилизация за 150 млн лет существования освоила уйму экологически чистых методов жизнеобеспечения и выработала стратегию выживания. И проживет еще столько же, если юная технологическая цивилизация человеков не угробит планету окончательно… Впрочем, об этом написано уже много.


Дворовая команда.

Какое снаряжение, оптика, приспособления, помимо камеры, помогают решать творческие задачи и в особенности в макросъемке?
1. Сцена-трансформер, с регулировками высоты, наклона и крепежом для реквизита, умеющая выполнять уйму функций.
2. Raynox-250 — макролинза всех времен и народов.
3. Вспышки — больше люблю умных мощных малышей Metz cs 28, но чаще пользуюсь Yongnuo 460 ll, у «Метцов» синхронизация только по свету, а в солнечный день это не гуд (уточню — снимаю всегда с импульсным светом, иначе от вибрации усиков активного мураша много смазов).


Земляничка.

Сюжеты снимаются на натуре, в студии или комбинируются? Как вообще устроено рабочее место?
— Предпочитаю снимать любимчиков — рыжих лесных formica rufa у муравейника в 50 метрах от дома. Рабочая тропа местами четко структурирована, движение мурашей осуществляется строго по тропе, там можно удобно пристроиться на обочине, не подавив народ и оставшись неискусанным. Для свободной ротации актерского состава сцена устанавливается прямо на тропинку. Вспышки, фоны и отражатели на проволочных колышках втыкаются в землю. Когда ходить не могу, снимаю прямо на участке, благо население — пять видов муравьев. Когда открыта дверь — заходят в дом (но не хамят).

Сюжеты снимаю в технике мультиэкспозиции: серия при фиксированной камере, сцене и свете, затем стопочкой — в редактор и протираю ластиком наиболее талантливых артистов. С опытом стопочка становится все меньше, порой хватает одного-двух кадров (отобранных из сотни). Коллажом не занимаюсь из лени (кроме безвыходных случаев типа луны со звездами), мне проще снять как надо. Пытался вшопить артистов на солнышко — не получилось ни разу, а вот снимать с солнышком на фоне научился быстро.


Коварные зонтики.

Заметно, что на каждой фотографии с большой любовью подан антураж, декорации: мох, грибы, разные мелочи и т.п. — и это все очень продумано. Много ли времени уходит на подготовку таких сценок и где добываешь реквизит?
— С антуражем и реквизитом проблем нет — в мае меня вывозят на дачу, и до октября я в этом всем живу. Больше всего времени уходит на продумывание мизансцены — артисты должны захотеть (и смочь) выполнить необходимые движения в предложенных декорациях. К тому же действие должно происходить в одной плоскости, чтобы не вывалиться из мизерной ГРИП. Из-за сложности этих сопряжений не была реализована добрая половина сюжетов.


Компот на третье.

Как же все-таки придумываются истории, которые ты потом воплощаешь в своих работах?
— Обычно ничего не придумываю, просто известные мне модели поведения изображаю в человекообразной форме, ну стараюсь, чтобы получилось весело.


Легенды осени.

Как же все-таки удается так «дрессировать» таких небольших моделей, как муравьи, «уговаривать» их выполнять нужные трюки?
— Авторитетные мнения: 1. «Их умение подчиняться… — мечта любого диктатора!» (Б. Вербер «Муравьи») 2. «Доказано, что муравьи обучаются быстрее… птиц, при этом им по силам инвариантные задачи» (А.А. Захаров «Муравей, семья, колония»). Завладеть вниманием муравья несложно, достаточно предъявить муляж добычи или врага, при навыке можно управлять целой труппой. Если удалось уговорить выполнить трюк одного, другие проделают это уже легко. Не все артисты хороши, тупиц и лентяев приходится выгонять со съемочной площадки. А главное не в том, чтобы обучить муравья, а в том, чтобы обучиться самому. У меня на то, чтобы «войти в контакт», ушло года два или три.


Медведя беру голыми лапами.

Расскажи какую-нибудь необычную или занимательную историю, связанную с получением какого-то кадра?
— Сначала бэкстейдж: кочка с артистами — под сливовым кустом, в четырех метрах от дома, освещается импульсно, но в яркое солнечное утро вспышечек не видно. Съемка идет на автоспуске по таймеру…

А теперь представь: ты ковыряешься в огороде и замечаешь, что твоему чудаковатому соседу, который все время снимает букашек, совсем поплохело… Он радостно размахивает руками на крыльце, ковыляет посовещаться со сливовым кустом, возвращается на крыльцо и опять приветствует куст… Ты бы вызвал врача, но в такую глухомань психушка не поедет. Дублей я сделал много — не нравилась резкая светотень от солнышка — и лишь когда закончил съемку, заметил сочувствующие лица соседей.


С добрым утром!

Есть ли книга или интернет-ресурс, который помогает профессионально?
— «Макроклуб» — сообщество увлеченных, технически очень грамотных людей, являюсь прилежным (заочным) студентом с 2006 года… Читал обсуждение, польстило, что учителя считают мои работы компграфикой. А также «муравьиная литература»: Халифман, Захаров, Вербер. Любимое — роман Вербера «Муравьи».


Мост.

Есть ли любимый фотограф?
— Сальвадор Дали.


На Гнилом болоте кикимор нет.

Существует ли для тебя проблема «творческого кризиса», а если да, то как с этим справляешься?
— Когда не удается воплотить сюжет, начинаю беситься от собственной беспомощности. Справляюсь просто — бросаю и берусь за другой.


Новый мост и хапуга-лодочник.

Есть ли уже планы и проекты на будущее?
— В планах на лето — снять хотя бы половину из задуманного… Есть мечта — объединить муравьиные истории в единое целое — да пока не получается, не хватает глобальности мышления… Если б кто помог, был бы рад.


Малыша не тронь.

Есть ли самая любимая работа и что с ней связано особенного?
— Сейчас любимая — «Малыша не тронь». Небольшая, но важная для меня победа, которая дала понимание, что чему-то научился, комплексов поубавилось. Снимок не постановочный, такие иногда получаются при подготовке к съемке.


Откуда дровишки?


Па-а-азвольте вам представить…


Переросток.


Расправа.


Сны о Финском заливе.


Совет стаи.


Стартовый комплекс «Лисичка».


Статуя труда.


Схватка.


Томатный патруль.


Ура, сбили вертолет.


Эх, ухнем.


Эх, калинка-малинка ма-а-а-айя! Ик.

Картина дня

))}
Loading...
наверх