На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Макруха

990 подписчиков

Приобщаемся к макросъемке

 

Александр Ильин. Бронзовка вонючая - Oxythyrea funesta (Poda, 1761)

Наверное, каждый начинающий фотолюбитель проходил ту стадию, когда хочется снять все, что видишь. В большинстве современных фотокамер есть режим «макро», и, заметив красивый цветок, бабочку или шмеля, такой новичок, скорее всего, решит опробовать этот режим, чтобы запечатлеть увиденную красоту крупным планом, даже не подозревая, что он делает первый шаг в мир макрофотографии. Давайте же разберемся, что такое макросъемка и с чем ее «едят».

Посмотрим, что сказано по поводу этого вида съемки в знаменитой Интернет-энциклопедии «Википедия»:

«Макросъёмка – вид фото-, кино- или видеосъёмки, особенностью которого является получение изображений объекта в масштабе 1:5–20:1 (то есть 1 см изображения на светочувствительном элементе фотоаппарата соответствует 5–0,05 см объекта), однако, чётких границ нет.

В доцифровой фотографии макросъёмкой считалось получение увеличенного изображения на негативе. В цифровой фотографии этот критерий малоприменим, поскольку светочувствительная матрица не является носителем информации, в результате практически макросъёмкой считается получение увеличенного изображения приемлемого качества на экране монитора или на отпечатке».

Как видим, однозначного ответа нет. В англоязычном мире есть термины Close Up (съемка с близкого расстояния, в масштабе от 1:10 до 1:1) и Macro (масштаб от 1:1 до 10:1, то есть с десятикратным увеличением). У нас эти понятия зачастую перепутаны и сливаются. Будем для простоты относить к макро любую съемку мелких объектов крупным планом без применения специального оптического оборудования (например, микроскопа).

Микроистория о макрофотографии

Точного года и числа, которые можно было бы считать датой рождения макрофотографии как жанра, назвать нельзя. Снимать крупным планом пробовали многие признанные мастера, например, французский фотограф Жан Дьезед, чешский фотохудожник Йозеф Судек и другие.

Помимо художественной, параллельно развивалась и научно-техническая фотография: в науке также часто требовалось проиллюстрировать статью снимками мелких объектов крупным планом. Вот так, на стыке науки и искусства, и родился жанр макросъемки. А развитие его привело к появлению специализированной техники для такого рода съемки. Одну из первых разработок в области макрообъективов сделала японская фирма Nikon, выпустившая линейку объективов Micro-Nikkor. Эти объективы позволяли вести съемку в масштабе от 1:3 до 1:1 без дополнительных приспособлений. Потом «подтянулись» и другие фирмы – даже в СССР был выпущен макрообъектив «Волна-9» для пленочного «Зенита», позволявший фотографировать в масштабе 1:2 и дававший весьма неплохое качество изображения.

В СССР в те времена художественная макрофотография не пользовалась особым успехом, разве что некоторые журналы о природе стимулировали развитие жанра. Например, «Юный Натуралист», большинство снимков насекомых для которого были сделаны замечательным фотографом Виталием Ивановичем Гуменюком – его работы подвигли многих на увлечение и насекомыми, и макрофотосъемкой.

В настоящее время макросъемка, и макрофотография в частности, приобретают все большую и большую популярность. Это связано и с появлением доступной цифровой фототехники, и с широким распространением скоростного Интернета как средства хранения фото и общения единомышленников. Во многих странах мира сформировались сообщества любителей макросъемки, в том числе и у нас в России. Кое-кто из фотографов одним из направлений своей работы выбрал макросъемку, в их числе такие мастера как Mark Plonsky, Brian Valentine, Сергей Николаев aka SADIST, Роман Серебряный aka bolbes, Владимир Блинов, Андриан Колотилин, Павел Корзунович, Александр Потапов и молодые авторы, например, Martin Amm и многие другие. Однако отечественные фотографы мало в чем уступают зарубежным коллегам, иногда проявляя чудеса изобретательности в разработке самодельных устройств и приспособлений для макросъемки. Среди них – Евгений Федоров (ныне проживает в США), Илья Луцкер (ныне в Израиле), Александр Пучков, Надежда Муравьева.

Особенности и трудности

Макросъемка – весьма специфический жанр фотографии, технически едва ли не самый сложный. Первая проблема, с

   Петр Клодт aka bar0n. Фотоустановки на базе      компакта

которой сталкивается начинающий «макрушник», – крошечная глубина резкости при крупномасштабной съемке. Для масштаба 1:1, например, при фокусном расстоянии 100 мм и диафрагме 2.8, глубина резкости – менее 1 мм! Диафрагмирование объектива до значений f/11 и более, конечно, увеличивает ГРИП, скажем, для того же 100-мм объектива при f/11 она составит аж целых 3 мм. Однако на таких малых относительных отверстиях начинает играть заметную роль так называемый дифракционный предел, и общая резкость падает (объектив начинает «мылить»).

Попутно проявляется другая проблема – нехватка света. Поскольку при больших масштабах съемки светосила даже не задиафрагмированного объектива значительно уменьшается, естественного света зачастую не хватает, особенно при съемке движущихся объектов. В студии подсветку можно организовать любым доступным способом, в полевых же условиях остается практически только один вариант – использовать импульсный источник света, фотовспышку. Однако прямой свет вспышки неприемлем: он дает резкие блики и провальные тени. В продаже имеются так называемые кольцевые макровспышки, осветительная часть которых крепится к объективу. Но практика показывает, что и они – далеко не панацея, близкое расположение источника света к оптической оси дает слишком «плоский» и бликующий свет. Приходится применять светорассеиватели с отражателями, а для еще большего сглаживания и выравнивания света использовать многовспышечные системы с выносом вспышек далеко от оптической оси объектива. Теперь представьте себе габариты и массу этого монстра (добавим сюда еще пару комплектов запасных аккумуляторов, сменную оптику и прочую мелочь), а ведь макроохотнику приходится порой пройти пешком не один километр, таща на себе эту груду стекла и железа…

Техника макросъемки различается в зависимости от характера снимаемого объекта и места съемки. По этим признакам макрожанр можно разделить на три категории:

1.      Предметная и студийная макросъемка

В студии можно использовать любые доступные фотографу приспособления – штативы, мощные студийные вспышки, лайтбоксы, зонты, световые кубы, короткофокусную оптику, различного рода макронасадки. Объект никуда не убежит, электричество в розетке есть всегда, так что можно неспеша выставить свет и продумать композицию.

2.      Съемка неподвижных и малоподвижных объектов в естественных условиях

 

Gene  (Евгений Федоров) снимает златок 
своим уникальным трехвспышечным агрегатом

По сравнению со съемкой в студии здесь дело осложняется лишь тем, что розетка с электричеством отсутствует, поэтому стационарное оборудование не годится. Однако ничто не мешает использовать большие отражатели для подсветки и штатив для съемки на длинных выдержках. Тени при желании можно подсвечивать вспышкой.

3.      Съемка подвижных объектов в естественных условиях

Поскольку при такой съемке объект двигается и, зачастую, весьма быстро, штатив и длинные выдержки не годятся. Приходится либо «замораживать» движение с помощью вспышек, либо снимать в серийном режиме на высоких значениях ISO, надеясь на удачу. Для того чтобы не спугнуть осторожных насекомых, применяют длиннофокусную оптику, позволяющую отдалиться от объекта.

Макротехнично

Одним из распространенных заблуждений является мнение, что качественное макро можно снять только дорогущей зеркалкой, оснащенной не менее дорогим макрообъективом. Отчасти это верно, но как любая палка имеет два конца, так и подход к выбору техники для макросъемки не так прост.

Оставим в стороне пленочную фотографию, это теперь удел суперпрофи, снимающих на большой и средний формат, и постепенно редеющей группы фанатов пленки. Среди цифровых аппаратов традиционно выделяют две группы: цифрозеркалки и цифрокомпакты.

Цифрозеркалки напрямую выросли из пленочных зеркалок, основное отличие – пленка в них заменена светочувствительной матрицей. Конструкция же почти не претерпела изменений – тот же шторный затвор, расположенный в фокальной плоскости, подвижное зеркало, отражающее проецируемое объективом изображение на фокусировочный экран, после чего изображение через переворачивающую систему (пентапризма или пентазеркало) попадает в окуляр видоискателя, и возможность легкой смены объектива.

Компактные камеры сконструированы уже с учетом специфики цифрового способа получения изображения. Здесь нет зеркала, затвор имеет другую конструкцию и часто бывает чисто электронным. Объектив несъемный. Визирование осуществляется по экрану дисплея, иногда в дополнение к дисплею имеется оптический или электронный видоискатель.

Рассмотрим особенности обеих категорий цифровых камер применительно к макросъемке.

Цифрокомпакт

  1. Легкость и компактность. Для переноски тяжелой и громоздкой зеркалки нужна как минимум фотосумка, тогда как компакт можно просто положить в карман и носить с собой всегда и везде.

  1. Визирование по экрану. Дает возможность отдалить камеру от лица фотографа и приблизиться к объекту, не приближаясь самому. При наличии поворотного экрана облегчается съемка из неудобных положений. Однако

    Gene  (Евгений Федоров). Спаривающиеся жуки-златки

    здесь есть одна особенность – на ярком солнце экранчик «слепнет», а визироваться через оптический видоискатель в макродиапазоне невозможно из-за параллакса (так как оптические оси объектива и видоискателя разнесены, изображения оказываются смещены друг относительно друга, и на близком расстоянии от объекта это расхождение не позволяет увидеть то, что должно быть снято). Электронный видоискатель хоть и лишен параллакса, но неудобен.
  1. Большая глубина резко изображаемого пространства (ГРИП) по сравнению с крупноматричными зеркалками. С одной стороны, это облегчает съемку протяженных в глубину объектов, но с другой – ухудшает размытие фона, который может оказаться захламлен посторонними предметами (травой, листьями и пр.).

  1. Невысокая «скорострельность» и медленный автофокус. Динамичные кадры снимать чрезвычайно трудно (хотя и возможно, просто потребуется гораздо больше дублей).

  1. Шумность матрицы. Маленькая и постоянно включенная матрица компактов «шумит» значительно сильнее большой матрицы зеркалки, что не позволяет использовать высокую чувствительность ISO (200 и больше) без существенного ухудшения качества изображения (картинка становится грубой и зернистой).

  1. Трудность получения очень крупного масштаба без специальных ухищрений (применение макронасадок, объективов-перевертышей и т.д.).

  1. Сложно осуществить подсветку объекта – у многих компактных камер вообще отсутствует возможность подключения внешней вспышки, но даже если такая возможность есть, чрезвычайно малое расстояние от передней линзы объектива до объекта съемки (на больших увеличениях) сильно осложняет задачу.

Цифрозеркалка

  1. Возможность видеть то, что «видит» объектив, непосредственно до и после съемки. Правда, для этого приходится прижимать глаз к окуляру и, соответственно, при приближении камеры к объекту приближаться самому. Немного облегчает задачу угловой видоискатель, хотя некоторые фотографы считают его неудобным. В последнее время в новых моделях зеркалок производители стали реализовывать режим LiveView, дающий возможность, как и на цифрокомпактах, визироваться по экрану. Пока эта реализация зачастую имеет ряд ограничений, но тенденция обнадеживающая!

  1. Гибкость системы в целом (сменная оптика, множество аксессуаров, от угловых видоискателей до удлинительных колец и телеконвертеров, батарейные ручки, внешние вспышки и так далее).

  1. Большая малошумная матрица. Можно, не используя вспышку, снимать с естественным светом, просто поднимая чувствительность до нужного значения, почти не теряя в качестве. Широкий (по сравнению с компактами) динамический диапазон позволяет снять контрастные объекты с меньшим риском пересветов и недосветов.

  1. Высокая скорострельность и быстрый автофокус облегчают съемку динамичных сюжетов.

Несмотря на то, что компактной камерой вполне возможно снимать хорошее макро, большинство макрофотографов все

Александр Ильин. Куколка шашечницы Авринии 
Euphydryas aurinia (Rottemburg, 1775)

же снимают зеркальными аппаратами, так как зеркалка дает несравнимо больше свободы в реализации творческого замысла. Поэтому остановимся подробнее на подборе зеркальной фототехники для макросъемки.

Выбор системы (Canon, Nikon, Pentax, Sony и т.д.) – дело довольно субъективное, и мы не будем его обсуждать. У каждой есть свои плюсы и минусы. Однако этот выбор, как правило, процедура одноразовая, так как камера со временем «обрастает» оптикой и аксессуарами, и переход на другую систему выливается в необходимость продавать свою аппаратуру с заметной потерей стоимости и приобретать другую уже по цене новой, либо искать б/у с риском нарваться на бракованную или выработавшую ресурс технику. Какова же примерная «цена вопроса» при построении системы с нуля? Минимально необходимый набор включает в себя камеру с китовым объективом плюс комплект удлинительных колец для съемки в масштабах, близких к 1:1.

Примерные цены на такой комплект: Canon EOS 400D Kit – 22 тыс. руб., Nikon D 40 Kit – 17 тыс. руб., Sony A 100 Kit – 22 тыс. руб., комплект колец Kenko (12+20+36 мм) – 4 тыс. руб.

Для получения более качественного результата, однако, целесообразно приобрести макрообъектив и обзавестись внешней вспышкой и штативом. Выбор макрообъектива зависит от того, каковы будут приоритеты в съемке: для малоподвижных объектов вполне достаточен недорогой «макрополтинник», тогда как для съемки осторожных и шустрых «зверей» предпочтительнее более длиннофокусный. Компромиссный вариант – макрообъектив с фокусным расстоянием 90–100 мм. Помимо «фирменной» макрооптики, на рынке достаточно много объективов, изготовляемых сторонними фирмами, например, Sigma, Tamron и Tokina. Эти фирмы выпускают свои объективы под наиболее распространенные байонеты (Canon, Nikon, 4/3, в последнее время и под Sony). Как правило, такая аппаратура дешевле фирменных аналогов, а по качеству картинки зачастую не уступают им.

Примерные цены на макрообъективы: Sigma 50/2.8 Macro – 9 тыс. руб., Canon EF–S 60/2.8 Macro USM – 11 тыс. руб., Canon EF 100/2.8 Macro USM – 14 тыс. руб., Nikkor AF 60/2.8 Micro – 12 тыс. руб., Nikkor AF-S 105/2.8 VR – 27 тыс. руб., Sigma 150/2.8 EX DG HSM – 19 тыс. руб., Sony 100/2.8 Macro – 27 тыс. руб.

Теперь о выборе штатива. Для компактной камеры из-за ее малого веса подойдет практически любой штатив. Для зеркалки с макрообъективом, да еще и с внешними вспышками, выбор сужается. Заслуженной популярностью пользуются изделия фирмы Manfrotto, например, штатив 190XPROB с шаровой головкой 804RC2 (средняя цена 7 300 руб.).

Выбор внешней вспышки также возможен между «родными» изделиями и продукцией сторонних фирм, которые, как правило, дешевле фирменных аналогов, но мало в чем им уступают в плане функциональности и надежности. Если

Limar  (Илья Луцкер) проверяет работу самодельного тильт-адаптера 
на своей макроустановке

планируется лишь одна вспышка, можно взять более простую модель, не способную быть ведомой, то есть «поджигаться» от импульса ведущей вспышки. Например, Canon Speedlite 430EX (7,5 тыс. руб.), Nikon Speedlight SB-600 (6,5 тыс. руб.), Sony HVL-F 42AM (9,5 тыс. руб.), от сторонних фирм – Sigma EF 500 DG ST (5 тыс. руб.). Для многовспышечных систем хотя бы одна вспышка должна работать как ведущая, «поджигая» своим импульсом остальные. Это, например, Canon Speedlite 580EX II (16,5 тыс. руб.), Nikon Speedlight SB-800 (14 тыс. руб.), от сторонних фирм – Sigma EF 530 DG Super (89 тыс. руб.), Metz 58 AF-1 (12 тыс. руб.). Макровспышки также существуют «фирменные» и совместимые. Например, Canon MT-24EX (28 тыс. руб.), Canon MR-14EX (21 тыс. руб.) и аналогичная по функционалу Sigma EM-140 DG (12 тыс. руб.), Nikon SB-R1 (15 тыс. руб.), Sony HVL-MT24AM (25 тыс. руб.).

Секреты макросъемки

Каждый макрофотограф со временем вырабатывает индивидуальные навыки и приемы съемки и вряд ли будет делиться ими со всем миром. Однако есть ряд общепринятых советов и рецептов для начинающих:

Борьба с «шевеленкой» и «смазом»

В макросъемке, особенно при использовании длиннофокусной оптики, значительно возрастает влияние микросдвигов камеры и движений самого объекта на резкость получаемых снимков. Для снижения риска «смаза» от сдвига камеры во время экспонирования лучше всего использовать прочный штатив, а также предподъем зеркала и спуск затвора по таймеру. Это исключит сотрясение камеры от нажатия на спусковую кнопку и хлопка зеркала. Если штатива нет, можно использовать любой доступный упор, в том числе и собственное тело.

Снизить риск «шевеленки» от смещений объекта (в частности, от ветра) можно несколькими способами. Во-первых, стараться снимать в безветренную погоду, например, рано утром. Утренняя съемка хороша еще и тем, что насекомые малоподвижны в это время, к тому же утреннее естественное освещение и роса создают очень красивый рисунок. Если ветер все же есть, старайтесь ловить моменты между порывами или ищите места, защищенные от него (ложбины, овраги).

Во-вторых, можно попытаться зафиксировать сам субстрат в нужном положении. Для этого изготовьте фиксирующее устройство: в простейшем случае – это металлический штырь с зажимом типа «крокодил» на одном конце. Другим концом этот штырь вбивается в землю.

 

Евгений Федоров aka Gene. Макроустановка на базе зеркалки

Вспышка также способна заморозить движение объекта, правда, если естественного света много, вокруг резкого «вспышечного» изображения могут образовываться размазанные «хвосты», чаще всего портящие впечатление от снимка, но иногда они способны сыграть в плюс, увеличивая динамизм кадра.

Повышение глубины резкости

Существует специальная методика съемки, так называемый стекинг, позволяющая снимать протяженные объекты со сколь угодно большой глубиной резкости. Суть этого метода состоит в том, что снимается подряд несколько кадров, с небольшим смещением плоскости фокусировки (своего рода HDR в глубину), потом эти кадры либо склеиваются вручную в графическом редакторе, либо обрабатываются специальной программой, например CombineZ.

Для съемки таких кадров лучше всего подходит штатив с макрорельсами. Однако съемка с рук тоже возможна, при этом нужно стараться не наклонять камеру и не сдвигать ее в горизонтальной и вертикальной плоскостях. Это облегчит сборку «бутерброда» в дальнейшем. Смещать фокус можно и вращением кольца фокусировки, однако, у современных макрообъективов при этом изменяется фокусное расстояние, из-за чего трансформируется и передача перспективы. Сборка таких кадров сильно осложняется, если вообще возможна.

Но эта методика годится лишь для съемки статичных кадров. Подвижные объекты таким методом, увы, не снять. Здесь поможет лишь закрытие диафрагмы до значений f/16, f/22 и больше, даже невзирая на общее падение резкости из-за дифракции. Либо можно отойти от объекта подальше (чем дальше объектив от объекта, тем больше глубина резкости), а при обработке фото отрезать лишнее, но не стоит забывать, что при сильном кропе резкость и детализация существенно падают.

Борьба с замусоренностью кадра

Посмотрите на работы мастеров от макросъемки. Сразу бросается в глаза то, что здесь нет ни одной лишней детали, все продумано до мелочей. Замусоренность кадра лишними деталями – одна из главных и самых распространенных ошибок начинающих макрофотографов. Один из способов расчистить «съемочную площадку» – осторожно срезать обычными ножницами лишние травинки и листья, убрать с земли мусор и тому подобное. Конечно, можно после съемки почистить кадр в графическом редакторе, удалив лишнее, но лучше это сделать до фотосессии, облегчив себе работу.

Другой способ избавиться от лишних деталей подходит лишь для съемки малоподвижных и спокойных объектов (улиток, гусениц, некоторых жуков и тому подобного). Просто аккуратно срежьте травинку, на которой сидит насекомое, и зафиксируйте в нужном месте и в нужном положении.

Некоторые фотографы носят с собой искусственные (рисованные или отпечатанные на цветном принтере) фоны, которые помещаются на задний план. Помимо отсечения лишних деталей, это помогает при съемке со вспышкой не получать

 Фиксатор для избавления от «шевеленки», 
разработанный 
Евгением Федоровым aka Gene

абсолютно черный или слишком темный фон на снимке.

Но главный секрет макросъемки – не спешить! Даже самое осторожное и шустрое насекомое можно снять, если все делать медленно и плавно, избегая резких движений, ведь насекомые особенно хорошо чувствуют именно движение.

И еще один совет. Не торопитесь удалять не вполне удачные в художественном или техническом плане кадры, вполне возможно, что этот кадр ценен в биологическом смысле (запечатлен редкий вид или необычный момент из жизни насекомых). И не бойтесь экспериментировать со светом, цветом и ракурсами – макрофотография бесконечно разнообразна, как сама жизнь.

Заключение

Куда же успешному макрофотографу «пристроить» свои шедевры, чтобы хотя бы окупить затраты на оборудование? С этим не все просто. С одной стороны, признанные мастера успешно продают свои творения, в том числе и в жанре макро. Но чтобы стать таким мастером, нужна раскрутка, нужно сделать себе имя и, скорее всего, на чем-то другом помимо макрофото. Фотобанки, в том числе и международные, неохотно берут макроснимки, так как спрос на них невысок (за исключением, пожалуй, предметной макросъемки). Так что и здесь шансы заработать невелики. Выход один – искать и снимать интересные и необычные сюжеты, постоянно оттачивать технику и мастерство, учиться у Гуру жанра, публиковаться, участвовать в выставках и побеждать в конкурсах, ковать свой успех собственными руками. Терпение и труд все перетрут! Но даже если не удастся продать ни одной своей работы, не стоит расстраиваться. Сам по себе увлекательнейший процесс охоты за редким кадром дает возможность ближе узнать живую природу, прикоснуться к тому прекрасному, что нас окружает в этом крошечном уголке Вселенной, имя которому – планета Земля.

Картина дня

наверх